Кабы не пили – где бы мы были…

В декабре прошлого года я был приглашён в Петербург на съезд общества трезвенников «Оптималист». Повод – десятилетний юбилей этого общества. Они отсчет ведут с момента его регистрации – с декабря 1986 года. А я застал его еще, так сказать, в стадии беременности – в мае 1985 года. И одним из первых написал о нём. Выглядел «Оптималист» тогда так: домик-развалюха в Парголове. В обшарпанной комнате сидят человек пятнадцать с испитыми, жёлтыми лицами. Перед ними, прихрамывая, прохаживается худощавый светлоголовый человек и что-то им страстно доказывает. В перерыве вышли во двор «покурить в остатний раз». Белокурая женщина нежно гладит по рукаву кожанки старого, толстого мужика и приговаривает: «Такая лапа – пить бросил. А я уж было собралась сначала его отравить, потом себя. Теперь с курежкой завязать, правда, Юра?». Юра трясёт Брылями. Видок у него как с великой похмелюги…

Сегодня эта чета – Юрий Александрович Соколов и Людмила Юрьевна Захарова – лидеры общества «Оптималист». Через курсы «Оптималиста» прошло около двух миллионов человек. Абсолютное большинство не пьет и не курит до сих пор. Клубы общества по всему СНГ от Владивостока до Бреста. А Юра и Люда сегодня, через десять лет, выглядят моложе, чем тогда, в Парголове.

Основатель «Оптималиста» - Геннадий Андреевич Шичко – умер в 1986 году. В Чебоксарах один из «протрезвевших» поставил ему памятник в своём дворе. В сущности это чудо. Все равно, что взять и избавить два миллиона больных от запущенных форм рака. Разве алкоголизм и курежка лучше, легче? Рак мучает и убивает тело, но не душу, а тут… Человек пьет. До зеленых чертей, до психушки, до тюрьмы, до помойки. Его уговаривают, выгоняют, наказывают, сажают, грабят, бьют, убивают – он пьет. Человек курит. До гангрены. Одну ногу ампутировали – курит. Отрезали вторую, и он, очнувшись от наркоза, просит: сигаретку бы.

Вот такие люди, многие под конвоем матерей и жен, приходят на курсы «Оптималиста». Десять дней по два часа слушают беседы об алкоголе и никотине, рассуждают сами, пишут сочинения, ведут дневники. И все! Не только не пьют и не курят, но и не хотят! Разве не чудо? Но чудеса бывают разные. Есть легкие, халявные. Ими наш, русский фольклор посему-то битком набит: золотая рыбка, конек-горбунок, скатерть-самобранка и т.д. Сегодня сказочные традиции успешно продолжает реклама. Чудо-лекарство, которое можно подсыпать в суп мужу-алкоголику, съел – и порядок. Кодирование, «торпеды» и прочее. Я не отрицаю: в ряде случаев могут помочь и эти средства. Но у методики Шичко есть одно отличие. Его гениально сформулировал в беседе со мной череповецкий «оптималист» Валентин Павлович Комаров: «Они после лечения жалеют себя. Мы после курсов жалеем их». Все эти подшитые, проглотившие таблетку, по терминологии Шичко – «воздержанники». То есть мученики, живущие в постоянном напряжении: выпить – не выпить. Это расплата за легкость лечения.

Методика Шичко – потная, трудовая. Она из того разряда чудес, о которых Некрасов сказал: «Воля и труд человека дивные дива творят». Целых двадцать часов человек слушает и рассуждает только об одном – об алкоголе. Оказывается, что он ни черта об этом не знает. Затем пишет сочинения. Например, «Что дал алкоголь мне, моей семье и моей стране». Он каждый вечер, перед сном, пишет дневник. Полгода пишет. Тема все та же: еще день без отравы, и не тянет – ура! Дневник этот он посылает своему преподавателю. Человек сам формирует новые убеждения, а с ними и новую жизнь. Было время, с убеждениями люди на смерть добровольно шли. А тут получается наоборот: не на смерть, а на жизнь.

Есть проблемы посерьезнее пьянки. Здоровье. Осточертевшие хронические болезни. И есть способы оздоровления организма, которые эти болезни ликвидируют попутно, без всяких лекарств. Одного только не хватает: воли, чтобы эти способы терпеливо использовать. Может, методика Шичко и тут пригодится? Суть та же: информация – убеждения – действие. Из общества трезвенников «Оптималист» все больше становится Союзом Здорового Образа Жизни.

Два дня я провёл среди элиты этого Союза: убеждённых, заядлых «оптималистов». Иногда мне казалось, что я общаюсь с инопланетянами с какой-то гуманной, высокоразвитой планеты. А иногда за их словами, улыбками, смехом, манерой общения между собой мне чудилось что-то такое знакомое, милое, полузабытое. Как запах свежей ржаной соломы на молотилке. Россия, которую мы потеряли. Непьющая Россия.

Про свадьбу на Мальте и кашу из комбикорма

У Юры Соколова почтовый ящик вечно набит письмами. Дневники, просто весточки от слушателей. Перед тем как писать статью об «Оптималисте», я беру первые попавшиеся, ещё не прочитанные. Знаете, перестраховочка: они, эти фанатики идеи, склонны приукрашать ситуацию, а тут свежие донесения «с поля боя»… Может, там все спились и в письмах матерят «оптималистов» на чем свет стоит?

«Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!

Получили от вас весточку – это для нас большая радость. Всегда помним, что есть в Санкт-Петербурге человек, который нам очень дорог. Дата 15 декабря 1992 года – день моего второго рождения, когда я начал жить, а не существовать. И здесь, вдали от Питера, нам очень не хватает подобных дней и общения с «оптималистами»». Ведь здесь мы одни. Когда ездим к родственникам-«оптималистам», то вспоминаем с ними золотые дни в Питере. Природа здесь очень красивая. И когда иду один по лесу, я мысленно пишу вам письма. В деревне, где мы живем народу все меньше, одни пенсионеры. Поначалу, как сюда приехали, трудно было, но с Божьей помощью обжились. Купили грузовик и «Ниву». С лесников пришлось уйти, так как оклад 62 тысячи, а воровать не умею. Езжу по колхозам, ложу печи, варю отопление, трою дома. В общем, пришлось овладеть всеми строительными специальностями, чтобы выжить в нынешнее время. И что я здесь построил – жалоб не было, приезжают из других районов с просьбой сложить печку. Но все равно иногда приходят мысли, что не для этого я родился. Летом об этом думать некогда, работаю по 14 часов, а вот зимой не знаю, куда себя деть. Хотелось бы заняться настоящим делом, нужным всем, не ради денег. Не пройти ли мне курсы преподавателей и начать помогать людям? Но побаиваюсь, получится ли? Что вы посоветуете?»

«С уважением Рая и Герман Бочкаревы.

Сейчас все установилось. А одно время было плохо, у Германа, видимо, ум за разум зашел. Очень он зверел, но руки не распускал, мы с ребятами решили уехать, но он подумал, видимо, своей головой, стал сам по себе писать дневники, и все восстановилось. Не пьет и не курит, но срывы у него бывают нервные. Вятка у нас вся спилась, и женщины тоже, дети полуголодные, некоторые семьи даже посыпку едят, чем скот кормят, но на бутылку всегда деньги находятся. Некоторые уже напились досыта, рады ехать в «Оптималист», да финансы не позволяют, и они по-новой купаются в зелье. Вы все-таки напишите, когда будут занятия в Питере. У Геры как будут деньги, он хочет привести двоих человек».

В этих потрясающих человеческих документах меня больше всего зацепили два обстоятельства. Первое: можно ли выжить в нынешних условиях, если не пить? Да, трудно! Да, безработица, задержки зарплаты! Но жалобные байки о каше из комбикорма («посыпки») у меня давно вызывают сомнение, и Рая Бочкарева это подтверждает. Комбикорм сегодня едва ли не дороже пшенной крупы, так что использовать его можно, только если он ворованный – и то в качестве закуски. И черт тебя дери – чем морить детишек голодом, займись своим участком, кур, что ли, разведи и корми их тем же комбикормом! Я имею право бросить такой упрек. Мы с женой два самых трудных первых года реформ прожили на пенсию и на доходы с садового участка., причем в одном из самых дорогих городов мира…

Второе: у этих людей, поднявшихся с самого дна, жажда деятельности так велика, что она выхлестывает за рамки материального существования, им хочется других вытаскивать из пропасти, даже если для этого придется жить беднее. Тот же Герман готов за свой счет «привести двоих человек», а бывший лесник хочет стать преподавателем.
Только закончил читать письма, ввалились двое парней. Они у Юры Соколова и Люды Захаровой, видимо, свои люди в семье. По крайней мере три соколовские кошки и две собаки сразу кинулись к ним ласкаться. Оба Саши, оба Ивановы. Оба в бизнесе, у обоих машины – у Саши Тощего (так я его мысленно окрестил) автобус-«Мерседес», у Саши Круглого – «Вольво». Оба в свое время были почти бомжами, Саша Круглый после избавления был преподавателем – провел 30 групп! Около полутысячи человек «вытащил». Как это в Библии: «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова…» Оба считают, что жить сегодня можно и даже нужно. Если не пить! В подтверждение этого тезиса Людмила Юрьевна вытащила фотографии. Первая русская свадьба на Мальте. Жених-бизнесмен Вася Стешкин, слушатель «Оптималиста», в свое время изгнанный за пьянство с первого курса института. Недавно был в гостях, подарил эти снимки и пачку денег клубу «Оптималист».

Говорил с парнями на тему, которая меня давно волнует: пьянство и рынок. Они подтвердили мое мнение: влияние рынка на проблему алкоголизма далеко не так однозначно, как принято считать. Да, море разливанное, да, настырная, всепроникающая реклама отравы! Но устроиться сегодня на более или менее приличную работу пьянице практически невозможно. Бизнес его отбрасывает. Остаются рабочие места на государственных и полугосударственных предприятиях, которые тихо вымирают: по три месяца не платят жалкую зарплату.

Если бы я был бизнесмен, я бы наладил связь с местным клубом «Оптималиста» и брал бы людей, прошедших там курс. Потому что среди «нормальных» кадров мало работников с такой трудовой жадностью. Бывшие алкоголики, как правило, трудоголики. Столько времени потеряно из-за пьянки: наверстывать надо.

Возлюби ближнего твоего, как самого себя

Нет, наверно, в мире такого застенчивого, «зажатого», закомплексованного народа, как мы, русские. Посмотрите на себя в метро или автобусе: все закрытые, как сейфы, выражение скорби на всех лицах, будто с похорон едут. Царит молчание. Если кто и заговорит, то лучше бы молчал: или пьяный, или шиз, или политизированный дедуля.
Я считаю Шукшина великим писателем. И я его терпеть не могу: его герои – эти «чудики» - до того неловки, неуклюжи в общении, так часто попадают в нелепые ситуации, что читать неприятно – правда глаза колет. Где наш русак Ваня – душа-нараспашку, которому ничего для людей не жалко? С его солнечной улыбкой миру, с ладной удалью в работе, в песне, в пляске! Где простодушный добряк Ваня, по которому ностальгируют подчас наши русские немцы в Германии, наши, русские евреи в Израиле! Мы эти комплексы пытаемся одолеть алкоголем. Ещё хуже. Застенчивость оборачивается развязностью и хамством. Можно ли жить иначе?

Соколов показал мне видеофильм: одна из групп «оптималистов» после выпуска, на общей прогулке. Обычные питерские люди: работяги, девушки-модницы, парень-охранник из частной фирмы, старушка учительница, двое чьих-то пацанят. Господи, чего они только не выделывали в заснеженном парке, как только не бесились! И в ручеек играли, и приемы самбо на работягах охранник демонстрировал, а напоследок, придя к «моржовой» проруби, один за другим разделись и попрыгали в дымящуюся воду.

В гостинице, где жили делегаты съезда «оптималистов», по вечерам шел такой громовой перепляс, такого песняка задавали, что невольно возникала мысль: уж не врезали они там по стакану? Один из череповецких «оптималистов», фермер Николай Петрович Соколов, признался с ухмылкой: «Первый раз в жизни трезвым плясал…»

О «черепанах» - их 12 человек приехало во главе с директором и основателем клуба Сергеем Анатольевичем Егоровым – можно роман писать. Или ученый трактат. Клуб при «Северстали» - настоящий университет нормальной жизни. Направлений ума: кроме избавления от алкоголя и табака, коррекция веса, правильное питание, водные процедуры, «лечебный массаж академика Дерябина» - всего не перечтешь. Люди семьями занимаются. Кто за чем приходит, а попутно избавляются от алкоголя и табака, в ходе других занятий – очистка кишечника, печени, коррекция зрения. «Как ты можешь улучшить глаза, если сосуды никотином зашлакованы?» Проходят через клуб тысячи. Для костяка – 150-200 человек – клуб – это семья, это дом родной: они без него просто жизни себе не мыслят. И я их понимаю. Мы вот о русских комплексах говорили. Сидит передо мной Тамара Петровна Кулькова, один из лидеров и основателей клуба. Красивая, молодая (двое внуков). Смотрит на меня бездонными глазами Аэлиты и во всех подробностях рассказывает, что именно выходит из человека при чистке кишечника и печени – есть тут такой курс. И меня чуть не коробит от такого натурализма. Потому что она мне как сестра, такой от нее идет поток доброжелательства. От нее я впервые услышал необычную трактовку заповеди «Возлюби ближнего своего как самого себя».

— Надо начинать именно с себя. Иначе как возлюбишь другого? Мы на курсах и сочинение такое пишем: «За что я люблю себя?» Ох, как же это верно! Мы, русские, потому, вероятно, и не дружны между собой и смотрим на ближнего хмуро и недоверчиво, что всю историю из нас выбивают «себялюбие», требуют возлюбить кого-то «дальнего» больше, чем себя.
Вы мне можете объяснить, зачем русского мужика два века гоняли с ружьем от Швейцарии до Маньчжурии? За веру, царя и отечество? За русскую славу? А что, от этой славы барин стал к нему добрее? Соломенная крыша на его избе сменилась железной?

Сделали революцию вроде бы для этого мужика и тут же запустили старую шарманку на новый лад: «Прежде думай о Родине, а потом о себе». Причем под Родиной понимается не народ, не миллиона простых людей, а очередное начальство в Кремле, отечество путается с «вашим превосходительством».

И себя тоже возлюби

Впрочем, чего так далеко забираться – займемся боле близким предметом: собой. Вот я – люблю ли я себя? Сорок лет курил. В 1985 году, в ходе командировки в «Оптималист», у самого Шичко прослушал два занятия. Потом великий человек специально мне, разгильдяю, ещё час своего времени отдал. Осталась последняя его магнитозапись – ее Соколов бережет для будущего музея. Я полгода не курил. Но ленился, не вел дневники и засмолил снова. Аж до апреля 1996-го! Сколько лет я украл из своей жизни – любимой и единственной!

Череповецкие «оптималисты» еще одним тезисом пользуются в своей изумительной деятельности по оздоровлению людей. Человек – единое целое. Все в нем взаимосвязано. Не надо лечить орган – надо оздоровлять организм. Эту истину знали старые, земские врачи, в современной медицине ее забила специализация: по печенкам, по сердцу, по мизинцу левой ноги. Есть ученый Бейтс, он открыл, что многие заболевания глаз можно лечить специальными упражнениями и общим оздоровлением. В Череповце «оптималист» Игорь Николаевич Афонин – он ведет в клубе курс коррекции зрения – соединил методику Бейтса с принципами Шичко: убеждение – воля – работа над собой. Результаты потрясающие:
— У меня было отслоение сетчатки на правом глазу, уплотнение стекловидного тела в левом. Очки были минус пять. Сегодня я тоже без очков.

Не менее интересны результаты и других программ «Оптималиста», а Игорь тоже сам прошел их все и не по разу:
— У меня были с детства гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки. Сами знаете, какое питание было после войны в вологодской деревне. Из армии я приволок двусторонний туберкулез легких. Лечили и влили заразную кровь – желтуха. Плюс мочекаменная болезнь, плюс сердечная недостаточность – уже на валидольчике тарахтел.

Сегодня спокойно плыву кролем три километра. Спокойно бегу 10 километров. Мне 50 лет. По «амосовским тестам» мне 31… Да, с этими ребятами из «Оптималиста» не соскучишься! Людмила Юрьевна Захарова мне сейчас сказала, что у нее был найден рак. Сейчас его нет: уринотерапия. Есть у наиболее азартных «оптималистов» и такой метод оздоровления…
Это новая Россия. Здоровая, веселая, дружная.

Спрашивается, что мешает россиянам «эмигрировать» в страну: ведь паспорта менять не потребуется. И жилье, и работу тоже. Мешает обман и самообман.

Бойтесь культурно пьющих

«Оптималисты» любят людей. Для них даже вокзальный бомж, почивающий в собственной моче – несчастный, обманутый брат. Но есть разряд человечества, к которому они относятся прохладно, с чуть заметным раздражением. Это «культурно-питейщики» или «нормально пьющие». Это мы с вами, дорогой читатель. С позиций оптимализма мы хуже, вреднее бомжа. У того вся физиономия сводится к двум словам: «Браток, опохмели!» А мы ежедневно, ежечасно городим вокруг бутылки и сигареты ту самую гору лжи, которую потом терпеливо разгребают на своих занятиях клубы «Оптималиста». Мы авторы всех этих баек, прибауток, примочек: «Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет», «трезвенники-язвенники», «трезвятники» и т.д. Это мы во главе с нашим любимым Ю.М. Лужковым воздвигли в самых заметных местах Москвы шестиэтажные плакаты с ковбоем, курящим «Мальборо», и написали, что это «настоящая Америка». Хотя на плакате – актер Юл Бриннер, который умер от рака легких и перед смертью завещал людям: «Не курите!» Хотя настоящая Америка уже лет 10 считает, что закурить в общественном месте все равно, что прилюдно пукнуть. Мы собираем цветочки, плетем веночки и украшаем ими три отвратительные, слизистые, голые головы зеленого змия. Мы убеждаем себя и других, что водка согревает, утешает, расслабляет, бодрит. И мы ежедневно, ежечасно плодим вокруг себя будущих бомжей. Мы крякаем при первой рюмке: «Ах, хорошо: будто Христос по душе босиком прошел!» А рядом маленькое родное чудо все впитывает большими глазками и розовыми ушками. Вспомним ли этот кряк, когда дитя впервые, шатаясь, ввалится под родительскую крышу?
Основа «культурнопитйства», считают «оптималисты, убеждение. Что, мол, я то уж не сопьюсь, пройду по краю до самой смерти. Как тот бравый речной капитан у Виктора Астафьева, чьим девизом было: «Я пить – пью, но кор-р-динат не тер-р-яю!»

Да, есть толи 15 то ли 20%, которые пьют и не спиваются, но откуда вы взяли, что именно вы в этих процентах останетесь? И где то начало, с которого начинается конец? Все вроде хорошо, и только матушка вздохнет иногда: «Черствый какой-то Колька стал. На день рождения вместо цветов бутылку портвейна приволок, сам же ее и выжрал…»
Но вот люди уже допились до ручки и сам это осознают – почему они не бегут в «страну Оптималию»? Потому что не знают. А не знают, потому что мы не пишем. А не пишем мы по двум причинам. Во-первых, мы, журналисты, сами прокурены до мозга костей и рюмку мимо рта не пронесем. Во-вторых… В фойе съезда «оптималистов» было два киоска. Один – оздоровительная литература, другой – совсем наоборот. Газеты «Завтра», «Русский порядок» и прочие творения национал-патриотов. Народ особого интереса к ним не проявлял, но ведь привез же кто-то из участников, организовал эту выставку-продажу…

К великому народному движению «оптималистов» некоторые господа упорно пытаются прицепить свою старинную, излюбленную идею – о заговоре против России. Мол, если ты, Ваня, пьешь, то стакан тебе из самого ЦРУ подсовывают. Или сионские мудрецы тебя угощают. У них такой замысел коварный: чтоб ты спился. Тогда они придут, заберут богатства России, а тебя заставят за них ишачить. Тут, правда, возникает одно сомнение. Если Ваня сопьется, то не начнет ли он с великого бодуна взрывать десятки своих боеголовок и атомных станций? И не получится ли великий, всемирный Чернобыль, в котором не уцелеют ни Ваня, ни ЦРУ, ни мудрецы? Но авторы гипотезы считают, что темным зарубежным силам на свою судьбу наплевать, лишь бы насолить нашей бедной России. «Пусть у моей тещи зять будет кривой»… Вот такая теория.
Большинство россиян, в том числе и работников средств массовой информации к ней относится, как и следуем: как к полной ахинее. Но тень от этой теории ложится на ни в чем не повинное движение трезвенников – «оптималистов», и в этом одна из причин, что пресса освещает их деятельность неохотно. Надо, видимо, лидерам почетче определить свою позицию и в этом вопросе. Они ведь «очищают сознание» не для того, чтобы его засорять. Нам нужна не только трезвая, богатая, работящая, веселая, добрая Россия. На м нужна Россия умная.

Александр Никитин журнал «КРЕСТЬЯНКА»

к списку статей